В каталоге 3932 частных объявлений
Мы бесплатно подбираем коммерческую недвижимость по вашему запросу.
Новости, статьи, аналитика, интервью, а также 1133 объекта
коммерческой недвижимости Москвы.

Бизнес-инкубаторы: новые перспективы для малого бизнеса

В Москве начинает развиваться новый вид офисной недвижимости — бизнес-инкубаторы, предполагающий площади и для крупных компаний, и для небольших (стартапов), а также помещения общего пользования (например, лаборатории). Суть таких проектов состоит в том, что здесь арендуют офисы компании из одной сферы бизнеса — они могут обмениваться идеями и сотрудничать на выгодных условиях. 

Интересно, что стартапы получают возможность развиваться и расширяться довольно быстрыми темпами, и, как следствие, снимать все большие площади. 

Руководитель направления консалтинга девелоперских проектов компании JLL Михаил Якубов рассказывает: «На наш взгляд, в Москве так называемая «культура» бизнес-инкубаторов только начинает формироваться. Это схема, по которой помещения сдают обязательно хотя бы одному крупному якорному арендатору (чаще из сферы IT или высокотехнологичного производства) и небольшим компаниям — стартапам, исследователям или поставщикам услуг. Получается взаимовыгодное сотрудничество: у начинающих есть заказы со стороны крупной компании, а «якорь» получает необходимые услуги по сравнительно невысокой цене. Малому бизнесу в этом случае предоставляют льготные коммерческие условия до тех пор, пока он не «вырастает» и не становится самостоятельным».

Генеральный директор ГК VTM Виталий Ткаченко поясняет: «В бизнес-инкубаторах арендаторы получают полный цикл поддержки — от удобного и оборудованного помещения, до бухгалтерской и юридической поддержки. Они могут начать бизнес на пустом месте. Это возможность на стартовом этапе создавать жизнеспособные и коммерчески выгодные продукты».

Заместитель генерального директора RRG Эвелина Ишметова дополняет: «Бизнес-инкубаторами называют и обычные офисы с мелкой нарезкой, и некие творческие образования при институтах/университетах, и коворкинги, и анти-кафе. В классическом понимании бизнес-инкубаторы создают на базе научно-исследовательских институтов и вузов — они помогают направить энергию студентов в практическое русло. Существуют так называемые инкубаторы, которые финансирует государство или администрация города — их целью является создание возможностей для развития малого предпринимательства, т.е. предполагаются существенные налоговые льготы и льготы по аренде помещений». 

Виталий Ткаченко также придерживается мнения, что бизнес-инкубаторами можно считать офисные центры, которые открывают на базе вузов. Таких проектов за последние 5-6 лет в Москве стало довольно много. «В Московском регионе самыми яркими примерами я считаю инкубаторы при МГУ и ВШЭ, а также Московский молодежный многофункциональный центр и частное предприятие «Коворкинг 2.0». Это отличные площадки для стартапов среднего и малого бизнеса».

А по словам руководителя отдела коммерческой недвижимости Est-a-Tet Елены Мишиной, в составе технопарков, промышленных и научных центров также есть бизнес-инкубаторы. Например, в технопарке «Строгино», технополисе «Москва», технопарке «Слава». Также в качестве примера эксперт называет офисный проект «Зеленоград», где помещения сдают стартапам сферы наукоемких технологий. Дело в том, что в округе Зеленоград развивают  высокотехнологичные отрасли науки и производства. 

Часто бизнес-инкубаторы возводят за пределами города. В мировой практике показателен пример освоения окрестностей Парижа в первой половине XX века. Сначала была создана транспортная инфраструктура. Затем территории раздели на секторы по видам деятельности предприятий. Сегодня вокруг Парижа существуют развитые города. 

Михаил Якубов поясняет: «Для формирования бизнес-инкубаторов идеальны офисные парки, расположенные за МКАД (это обеспечивает сравнительно низкие ставки и при этом качественные условия). Нужно отметить, что сейчас арендаторы сферы IT, высоких технологий и R&D очень благосклонно относятся к таким офисным проектам». 

По мнению Эвелины Ишметовой, инновационный центр «Сколково» — один из удачных примеров офисных парков, на базе которого можно создать сильнейший бизнес-инкубатор. 

По словам директора дирекции по инвестициям «ОДАС Сколково» Александра Ададурова, одна из основных задач «Сколково» — это развитие стартапов. Здесь реализуют основной принцип бизнес-инкубаторов — начинающие компании соседствуют с успешными крупными. 

В комплексе «Сколково» есть офисы разного уровня. Класса В — для стартапов, и класса А — для состоявшихся компаний. Кроме того, здесь возможна нарезка помещений на маленькие площади — для организаций, штат которых составляет от 6 до 20 человек. Также в центре есть общие лаборатории, которые можно арендовать на время.

Конечно, для создания полноценных бизнес-инкубаторов важна государственная поддержка. Игроки рынка надеются, что власти начнут оказывать помощь малому бизнесу.